"Вход обрушился уже давно, я не застал, но старики рассказывали, что их было два, оба были замурованы каменными глыбами, почерневшими от времени, и уже недавно один из них обвалился и на его месте появился овраг. А вход был невысокий, в глубину отважились ходить немногие, но возвращались - свечи и лампы гасли".

                        "Пещера Боровска"
          Был  тёплый солнечный день, дул лёгкий ветерок, зелёные склоны Текижинского оврага. Рядом, в траве всё также журчит ручей, как тогда, в 1981 году, и каменная замуровка пещеры, ничего не изменилось, кроме одного - мне не 12 лет и нет рядом отца, который впервые рассказал о пещере Боровска.
         Он рассказывал мне о пещере, по обыкновению присев на корточки, в своём неизменном коричневом берете. Он рассказывал и щурился на солнце,  а я, затаив дыхание, слушал очередную легенду Боровска.
        -Вход обрушился уже давно, я не застал, но старики рассказывали, что их было два, оба были замурованы каменными глыбами, почерневшими от времени, и уже недавно один из них обвалился и на его месте появился овраг. А вход был невысокий, в глубину отважились ходить немногие, но возвращались - свечи и лампы гасли.
  Ход уходил под массив города, а уж из пещеры шёл подземный ход под городище, там когда-то находился деревянный кремль с четырьмя глухими и двумя проезжими башнями. Он сгорел при пожаре в Боровске в 1634 году во время правления Михаила Романова. Но вряд ли ход был одного времени постройки с крепостью. Крепость была деревянная, с засыпными стенами, и тайник (подземный ход) имела деревянный, он выходил к реке и был обследован в 1950-х годах, а стены пещеры были каменными. По одним сведениям, своды были выложены из камня, по другим, пещера имела карстовое происхождение. Существует легенда, что во время монголо-татарского нашествия в ней прятались жители города. Рассказывали, что пускали в ход кошек и зайцев, и они выскакивали , на горе у села Высокого и даже у Пафнутьева монастыря. Так же рассказывали о местном жителе, который уже в аварийной пещере выбил прогнившие стойки, и пещера обрушилась, ведь в нее лазили дети – могло завалить.
       С тех пор я собираю всю информацию о поземных ходах Боровска. Как-то мне попалась дореволюционная книга боровского краеведа Н. П. Глухарева.
Легенды Боровска   Там в разделе "Легенды" упоминалась боровская пещера и ссылка на статью о ней в одном из дореволюционных научных изданий. С большим трудом мне удалось достать копию этой статьи. Привожу ее целиком.

                 

 

          "ИЗВЕСТИЯ   КАЛУЖСКОЙ  УЧЁНОЙ  АРХИВНОЙ   КОМИССИИ"
                                       № ХХ – Калуга 1910год.
                          Историческая   пещера   гор. Боровска.
                              Археологическая заметка.

        С западной стороны Калужской улицы гор. Боровска пролегает овраг, называемый «Текижинским», отделяющий 1-ю часть города от Тикижинской слободы. В этом-то овраге и находится историческая пещера. Предания об этой пещере, среди граждан жителей ходят различные. Одни утверждают, что пещера ведет к Пафнутьеву монастырю, находящемуся от неё в 4 верстах; другие говорят к церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в с. Высоком, где провёл пр. Пафнутий первые годы свого подвижничества; третьи указывают на нее, как на потайной ход из городища. По рассказам старожилов,  жители города спасались в этой пещере во время войны 1812 года от французской армии. Говорят, что в пятидесятых годах один из горожан входил  в эту пещеру на протяжении двадцати шагов и нашел в ней нагрудный  крест, который к сожалению не сохранился.  Далее, из рассказов известно, что пещера эта чем глубже, тем идет шире и выше, так что вышина её вполне достаточна для свободной ходьбы человека.
       Между тем вышеприведённые предания о направлении пещеры являются ни на чём не основанными, а одно из  них, последнее, опровергается историческим документом — «Дозорной  книгой города Боровска», хранящейся в Московском Архиве Министерства Юстиции (№ 399, л. л. 344—370). В ней говорится: «Гор. Боровск на р. Паратве» затем идёт описание забора, ворот, башен и террас города, а в заключении сказано: «да у города-жъ къ р. Паратве тайникъ». А пещера, о которой говорим, находится от р. Протвы и городища в одной версте.
        Верней всего надо предположить, что основание  этой пещеры относится к 15-му столетию, т. е. ко времени подвижничества пр. Пафнутия  Боровского чудотворца, основателя монастыря его имени, св. Иосифа Волоцкого, основателя Волоколамского монастыря и св. Вассина архиепископа Ростовского, которые начало своей монашеской жизни, в 15 столетии, провели в Покровском и Пафнутьевом  монастырях. Надо предположить, что пещера в Тикижинском овраге, в самом глухом месте, около ручья, вырыта монахами и явилась следствием их строгой и уединённой жизни.
        В настоящее время вход в  пещеру завален землёй;  желательно было бы, в  интересах  науки, откопать его и произвести осмотр пещеры на всём её протяжении.
           
Н. Глухарёв.

           Итак, из заметки видно, что Глухарев не знал о тайнике к Протве, но сам факт существования пещеры не отрицал.
           Дальше – больше, у меня появилась информация о целой сети ходов под Боровском. Как выразился один мой знакомый историк: «Под Боровском ходов – как паутина». Он держал в руках карту подземных коммуникаций Боровска, поэтому говорил со знанием дела. «Ходы тянутся на километры, а выходы где?»
          Ну, пару обрушенных я знаю. Меж тем по всему городу нет-нет, да и провалится угол дома или дорога.
          Я не спелеолог, но у меня возникли некоторые соображения и сомнения. Зачем под городом разветвленная система подземных ходов? И ведь даже Глухарев упоминает не подземный ход, а пещеру. И все же вопрос – зачем? Конечно, Боровск был центром старообрядчества, но столько ходов прорыть только для того, чтобы тайно встречаться? Многовато. И тут я натолкнулся на интересную фразу в статье о белокаменном строительстве на Руси:
      «В послемонгольское время после присоединения в начале XIV века к Московскому княжеству Коломны, Серпухова и Можайска доступным для московских камнедобытчиков стал весь огромный регион, ограниченный Окой, Москвой-рекой и Нарой. С завоеванием во второй половине XIV века Боровска, Тулы, Тарусы и Калуги этот регион на юго-западе Московского великого княжества расширился от Нары до Угры».
        Там же было написано о том, что старые выработки очень трудно найти, они быстро зарастают. Камень возили для строительства до 400 километров. Если предположить, что камень возили и из Боровска, все становится на свои места. А известняк под городом есть. Об этом свидетельствуют и накипь в чайниках белого цвета (вода из колодцев) и бурильщики скважин, которые без победитовой насадки не могут пройти плиту из известняка. К тому же, белокаменные церкви строились только там, где добывался известняк, а в Боровске было, как минимум, две церкви белокаменных, одна в монастыре, другая в с. Высоком. Кроме того, на кладбищах сохранились белокаменные надгробия, а в книге «По Калужской земле» 1968 г. Е. В. Николаев писал: «Когда в начале XIX века рыли фундамент для  «присутственных мест», наткнулись на подземный ход, выложенный из белого камня».
       Часто рассказывали местные жители случаи, когда при копке могил на Высоковском кладбище ломы уходили под землю, и оставалось круглое отверстие в своде подземного хода, хотя на этом месте в 1410 году был основан Покровский монастырь, и это могли быть просто погреба. Но легенда о подземном ходе из Высоковского  монастыря в Рощинский (Пафнутьев) монастырь живет до сих пор. В I томе книги Н. П. Глухарёва «Материалы для истории города Боровска и его уезда»,  изданной в 1913 году, описывается глубокий сухой колодец около церкви в с. Высоком.
Боровск_легенды По рассказам местных жителей, из него начинался подземный ход в Пафнутьев монастырь.  Года три назад обвалился еще один подземный ход за городским кинотеатром, на его месте была церковь Успения, а до этого небольшой монастырь закрытый по указу Екатерины II. Провал был по размерам просто феноменальный. Лет пять назад в мемориальном парке у «Вечного огня», близ первого дома на ул. Урицкого сильным ветром вывернуло дерево, под корнями открылся  глубокий колодец, метров пятнадцать глубиной. На засыпку ушло несколько машин грунта. Были и другие рассказы.
       Но вернемся к нашей пещере. Если это действительно были каменоломни, то их длина могла достигать нескольких километров, что вписывается в мою схему. Боровск намного древнее, чем считается официально, об этом свидетельствуют раскопки. Как могли местные жители использовать километры каменоломен, можно только догадываться. Местное духовенство явно  о них знало. Мне рассказывали о трех книгах о подземных коммуникациях Боровска. Одну нашли в Высоковской деревянной церкви, вторую в 1990-х годах в монастыре при ремонте, - они растворились во времени. Но одна сохранилась и находится в одном московском архиве. И давайте вспомним ещё одну легенду из книги Николая Поликарповича Глухарёва, вот она.Боровские легенды

       Надеюсь, тайна боровских подземелий когда-нибудь будет раскрыта.

 

 

 

 

(Все изложенные события верны. Вымысла нет.)

© А. М. Морозов,  текст,  Боровск 2009 г. 

    Из книги "Легенды Боровска".   Все права защищены.