ГлавнаяНовостиФото БоровскаВидеоКартыКонтактыПорядок регистрацииКафе Рестораны Гостиницы
 
 
Боровск
История Боровска
Музей Боровска
Пафнутьев монастырь
Аввакум
Боярыня Морозова
Князь Волконский
Адмирал Сенявин
Наполеон
Церкви Боровска
• Благовещенский собор
• Спаса Преображения на площади (Н.С.)
• Спаса Преображения на Взгорье
• Часовня в память Ф. Морозовой и Е. Урусовой
• Крестовоздвиженская
• Успенская церковь (Н.С.)
• Церковь Всех Святых
• Рождества Христова (Н.С.)
• Храм Покрова (второй общ.)
• Церковь Бориса и Глеба
• Троицкая церковь (Н.С.)
• Храм Покрова (1 общ.)
• Церковь Святого кн. Владимира (Н.С.)
• Церковь Покрова в Благочинии Единоверческих церквей
• Церковь Дмитрия Солунского (с. Рябушки)
• Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (с. Роща)
• Церковь Покрова (с. Всокое)
• Часовня на могиле родителей св. Пафнутия
• Часовня Николая Чудотворца (Н.С.)
Церкви района
Охрана памятников

Статьи о Боровске
Праздники Боровска
Это интересно!
Легенды Боровска
Художники Боровска
Вопрос ответ
Справочник

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация Забыли пароль?

 
 
 

• Благовещенский собор


     С  восточной  стороны  городской площади возвышается кафедральный  Благовещенский  собор. Собор стоит на высоком холме над Протвой, налево от главного въезда на городскую площадь. Церковь - стройный двухсветный четверик, пятиглавая, бесстолпная. Пятиярусная колокольня пристроена в 1819 г., низкая трапезная с двумя приделами.
     Его белые массивы заметны издали, они доминируют над городом и играют исключительную роль в его ансамбле. Кубическая, увенчанная пятиглавием масса храма, с низкой алтарной полуциркульной апсидой на востоке, утратила под толстым слоем позднейшей штукатурки свои первоначальные, выполненные из кирпича, детали, декорировавшие наружные фасады. Характер позднейшей обработки фасадов штукатурными деталями, размеры оконных и дверных отверстий и сохранившаяся на северном и южном фасадах стенопись позволяют с уверенностью говорить о возможности легко восстановить первоначальные формы собора. Большая соборная колокольня, подобно колокольне Борисоглебской церкви, выдержанная в формах классицизма с пережитками барокко, прочно вошла в ансамбль города и украшает его. Главной святыней храма является деревянная скульптура Николы Можайского с мечом в правой руке и макетом церкви в левой.
     По данным Дозорной книги 1621 года «На площади у торговища на ружном месте» стояла деревянная церковь Николая Чудотворца, построенная попом Тимофеем Ивановым после сожжения её в 1618 году крымскими людьми.
     По данным Писцовой книги 1625 г. деревянная церковь Николая Чудотворца значилась за городом в остроге. «В церкви образы, свечи, книги, ризы и всякое церковное строение священниково». У церкви двор священника Тимофея Иванова.
     В 1677 году она значилась как соборная церковь Николая Чудотворца с приделом Никиты Христова мученика.
     В 1685 году появляется первое описание церкви: Церковь Николая Чудотворца стояла близ торговища на горке. Деревянная, плоская о двух главах, над рундуком церкви - колокольня на столбах с перилами. На колокольне висят 3 колокола небольшие. В церкви - образы Спаса Нерукотворного, Воскресения Христова, Никиты Христова мученика, образ Чудотворца Николая резной в киоте и другие, а также предметы церковной утвари и церковного облачения. В церкви - книги, жалованные блаженной памяти великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии: «2 октая печатных, треодь посная печатная ж минея месяц июнь, апостол, да требник печатные» и другие церковные книги.
     Священником церкви являлся Иван Григорьев. С его слов известно, что церковь, местные иконы, всякую церковную утварь и колокола устроили его отец и мирские посадские люди из Боровска.

     Городской собор Благовещения Пресвятой Богородицы был построен в 1715г. на месте деревянного храма Николая Чудотворца, но есть мнение, что в Благовещенский собор превратили Никольскую каменную церковь. После  пожара  крепости  в  1634  году, там  сгорел  деревянный  Благовещенский  собор.
Средств  строить  новый  собор  не  было, поэтому  решили  Никольскую  церковь  превратить  в  собор, устроенный  вновь  придел  превратили  в  Никольский.
     В «Летописи по Боровскому Благовещенскому собору за 1867 год» священник храма Василий Казанский писал, что в 1812 году все документы церковные утрачены, а равно много потерпела утварь церковная и иконостас, возобновленные в 1813 и 1814 годах. Но храм оставался в том виде, в каком устроен был, с одним приделом в трапезной церкви во имя Святителя Николая и каменною колокольней. В течение столетий собор несколько раз подвергался перестройкам, в результате чего утратил свой древний облик. В 1819г. Была перестроена трапезная и колокольня. В XIX в. был сделан и иконостас храма, пятиярусный с изящными коринфскими колонками.
     В 1857 г. во время большого пожара в городе Боровске, истребившего до 150 домов и столько же лавок, на соборном храме сгорела крыша, а на колокольне упали и разбились два больших колокола: первый в двести пятьдесят пудов и второй в восемьдесят пудов, а вместе разбились и башенные часы, устроенные над колоколами усердием урожденного Боровского купца Александра Прокофьева Молчанова. В трапезной церкви в 1819 г. устроены два придела: на правой стороне во имя Святителя Чудотворца Николая, а на левой во имя Казанской Божией Матери. Придел во имя Николая Чудотворца освящен в 1819 г. Преосвященным Филаретом, бывшим впоследствии Киевским митрополитом. Предел же во имя Казанской иконы Божией Матери освящен в августе 1829 г. Преосвященным Гавриилом. Храмовая икона Святителя Николая, что в приделе, особенно чтится жителями города. До 1812 г. означенная икона находилась в деревянном приписном к собору храме, стоявшем недалеко от собора, рядом с каменным домом мещанина Фирса Санина. В 1812 г. церковь сгорела, а икона Святителя Николая была найдена во рве около реки Протвы. «Икона сия резная из дерева во весь рост человека, когда получила свое начало неизвестно, но многими более опытными людьми относится ко временам глубокой древности. Икона сия до 1843 г. облачаема была в священническую парчевую ризу и епитрахиль, а в 1843 г. усердием боярыни жены полковника Мурлыкина на нее возложена Святительская серебряная кованая с крестами по омофору риза, митра же устроена в 1814 году за 300 руб. ассигнациями. До устроения вновь приделов икона сия поставлена была в особо устроенном в 1813 г. киоте, стоившем в то время 300 руб. ассигнациями, а храмовою в прежнем приделе была икона Святителя Николая, тоже резная, но малого размера, находящаяся ныне в киоте около арки. В 1850 г. на икону Угодника возложен серебряно вызолоченный крестик, содержащий в себе часть Гроба Господня, принесенный из Иерусалима Тверским мещанином Петром Макарьевичем Жеребцовым в память избавления от потопления на море во время бури, где, по словам его, он видел Святителя в подлинном том виде, как он изображен в описанной здесь иконе».
      К соборной церкви была приписана церковь Спасская, что на площади, называемая Пятницкой (в храме Преображения Спаса был придел Параскевы Пятницы).


     До 1857 г. при соборе была часовня деревянная, сгоревшая во время пожара, а потому была устроена в сем году в одной из каменных лавок.
     В это время протоиереем в соборе был Евгений Чертков, священником Василий Казанский, диаконом Александр Беляев.
     В1891 году при храме имелась библиотека, в которой было достаточно книг духовного содержания, она ежегодно восполнялась духовными журналами - «Христианским Чтением», «Церковным Вестником», «Православным Обозрением» и «Православным Собеседником». Иконы в соборе древние, греческого письма.

     Перед Великой Отечественной войной 1941-45 гг. храм был закрыт, колокола сброшены. Наружная роспись была задрапирована чёрным полотном. Открыт он был зимой 1941 года во время оккупации города немцами. По распоряжению бургомистра была возобновлена служба, а сброшенные коммунистами в 1930х годах колокола были восполнены за счёт окрестных церквей. Для этой цели был выделен грузовик, на котором немцы объехали ближайшие деревенские церкви, сняли с них колокола и водрузили их на собор. Там они провисели до наших дней. Недавно их заменили на новые.
     Во время оккупации артиллерийским снарядом была повреждена арка полукруглого окна во втором ярусе среднего фасада колокольни.
     В настоящее время храм остается городским соборным. Наиболее значимыми святынями храма считаются: резная деревянная скульптура Николая Чудотворца именуемого «Никола Можайский» (местные легенды связывают ее появление с XIV веком), резная деревянная скульптура Николая Чудотворца именуемого «Никола Зарайский» XVII века, резная деревянная скульптура святой великомученицы Параскевы Пятницы конца XVIII века, иконы Казанской Божией Матери  и преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца.

Адрес:
 249010, Калужская область,

 Боровский район, г. Боровск, ул. Ленина, 1.

© А. Морозов, текст, БОРОВСК  2009

© Фото Д. Буданова, А Морозова, БОРОВСК  2009

Без ссылки на данный сайт копирование запрещено.




Назад
ГЛАВНАЯ Вперед
 
 
 


Яндекс.Погода

НОВОСТИ


25.02.2017
В Боровском музее (пл. Ленина 7) открыта новая выставка "Год 1917 в газете «Боровская жизнь»"
      В фондах Боровского музея хранится уникальное издание – общественно-политическая газета «Боровская жизнь». Издавал её с апреля по октябрь 1917 г. на свои средства Николай Поликарпович Глухарёв (20 ноября (ст.ст.) 1869 — 31 мая 1920) – яркий представитель купеческого сословия конца XIX – начала ХХ вв., человек, безгранично любивший родную землю. Это было первое в Боровске и уезде издание такого рода. Печаталась газета в местной типографии А.В. Муратовой. На выставке представлены несколько номеров этого издания.

02.02.2017
Новая выставка художника Гарри Азатова в Боровском музее.
5 февраля в 13.00 в стенах выставочного зала Музейно-краеведческого комплекса «Стольный город Боровск» состоится открытие выставки «На камнях Христовой веры…» и встреча с автором живописных полотен Заслуженным артистом РФ Гарри Владимировичем Азатовым (адрес: Боровск, площадь Ленина, д.7)

25.01.2017
«Вот тебе, общественность, и Юрьев день!!!» или «Сказ о том, что может значить «СЛОВО» боровского чиновника».
        Именно так и захотелось воскликнуть после прочтения статьи Дм. Одинокова «Вектор развития», опубликованной в газете «Боровские известия» №9-10 за 2017 г. Статья наконец-то раскрыла нам великую тайну, а точнее то, что на очередном заседании Городской думы Главой администрации г. Боровска Михаилом Климовым было озвучено решение об отказе бороться за получение городом звания «Историческое поселение». Вот как это прозвучало: «Словосочетание красивое, но инвесторов оно только отпугнёт, - считает Михаил Климов. - В качестве альтернативы в деле сохранения облика города разработан жёсткий регламент застройки, будут более детальными изменения в Правилах землепользования и застройки».
 
 
Страница ссылок